Благоприятная экологическая обстановка - важнейший показатель социального
благополучия индустриально развитых районов. Одной из главных проблем
коммунальных служб любого города остается вывоз и утилизация твердых и
жидких бытовых отходов (ТБО и ЖБО) и прочего мусора. Основным транспортным
средством для вывоза являются мусоровозы. Большинство современных
мусоровозов приспособлено для работы с накопительными контейнерами
нескольких видов, типов и вместимости.
МУСОРОВОЗЫ С БОКОВОЙ РУЧНОЙ ЗАГРУЗКОЙ
В небольших городах России вплоть до середины 1980-х годов использовали
мусоровозы на шасси ГАЗ-93 (грузоподъемностью 2 т) с закрытым самосвальным
кузовом. Загрузкой занимался грузчик, в обязанности которого входило
принимать у населения ведра с отходами, опорожнять их и разравнивать мусор в
кузове лопатой. На машине отсутствовали ворошитель и уплотнитель мусора.
Такой мусоровоз был малоэффективен. Единственное его достоинство - простота
конструкции и низкая стоимость.
В 1980-х годах в ряде городов европейской части Советского Союза, Польши,
Чехословакии, Венгрии и Восточной Германии использовали немецкие мусоровозы
Multicar.
В России мусоровозы с ручной загрузкой без дополнительных систем выпускаются
с 1999года.
Конструкция малого мусоровоза на базе ГАЗели с индексом КО-820 весьма
простая: закрытый кузов самосвального типа с люками для сбора мусора. КО-820
используется для сбора мусора на рынках, вокзалах, из уличных и придорожных
урн.
МУСОРОВОЗЫ С БОКОВОЙ ЗАГРУЗКОЙ МАНИПУЛЯТОРОМ
С середины 1980-х годов в городские коммунальные службы поступили мусоровозы
с боковой механизированной загрузкой ТБО из стандартных контейнеров с
помощью манипулятора через люк в крыше кузова.
Мусоровозы с боковой загрузкой появились вследствие перехода на новый
стандарт накопительных контейнеров, поскольку вывоз мусора контейнеровозами
М-30 и вывоз ТБО мусоровозами с задней загрузкой экономически не
оправдывался.
На протяжении последних 20 лет этот класс остается в России самым
популярным, прежде всего из-за низкой цены: Разработкой мусоровозов с
боковой загрузкой централизованно занималось лишь одно проектное бюро, после
чего техническую документацию передавали сразу нескольким заводам.
По этой причине часто встречаются одинаковые индексы в обозначении
мусоровозов: модели КО-415А на базе КамАЗа одновременно выпускают завод
"АТЕКО", Мценский завод коммунального машиностроения, петербургский ЭРМЗ
"Спецтранс".
Те же кузова некоторые заводы устанавливают и на шасси трехосных автомобилей
ЗИЛ (КО-429).
В начале 1990-х годов дефицит мусоровозов позволил заводам, изготовлявшим до
этого другие виды продукции, закрепиться на новом рынке. За последнее
десятилетие на рынке появилось много новых моделей.
Конструктивные и компоновочные различия большинства мусоровозов с боковой
загрузкой незначительны.
В состав спецоборудования мусоровозов с боковой загрузкой входят: надрамник,
кузов, толкающая (прессующая) плита, разравниватель (ворошитель), двух- или
трехфункциональный гидроманипулятор, гидросистема.
На надрамнике установлен цельнометаллический кузов, который сзади закрыт
подъемным бортом, а спереди - толкающей плитой. Задний борт шарнирно
соединен с кузовом и открывается - закрывается с помощью гидроцилиндров,
установленных с обеих сторон кузова. Гидроманипулятор захватывает,
поднимает, опрокидывает, встряхивает и устанавливает контейнер на место.
Разравниватель, установленный на толкающей плите, равномерно распределяет
мусор в кузове. На моделях с кузовом большого объема имеется пресс-камера,
которая подает отходы по мере заполнения загрузочного приемного бункера. ТБО
выгружают из мусоровоза толкающей плитой при одновременном поднятии кузова.
На кузовах крупнотоннажных мусоровозов установлено до 18 гидроцилиндров: по
два - на раме для подъема кузова, на заднем подъемном борту, на толкающей
плите, в прессующей камере (если она есть); три - на крышке приемного люка,
один - на разравнивателе мусора, шесть - на гидроманипуляторе.
Органы управления гидроприводами, как правило, расположены под кузовом, в
задней или центральной части. Для упрощения конструкции приводов в последнее
время применяют электрические пульты, управление всеми операциями по
погрузке - разгрузке на некоторых моделях производится только из кабины.
Большинство мусоровозов с боковой загрузкой рассчитано на загрузку ТБО из
контейнера вместимостью 0,75 м3. Такие контейнеры сейчас производят многие
отечественные предприятия, специализирующиеся на выпуске коммунальной
техники. Жилищно - коммунальные предприятия стараются использовать
контейнеры без опорных роликов. В некоторых районах мусоровозы оснащены
собственным ковшом - самопогрузчиком вместимостью от 0,6 до 0,8 м3. Еще одно
неудобство использования мусоровозов с боковой загрузкой в том, что
выгружаемый из ковша или контейнера мусор даже при небольшом ветре разносит
по всему двору, что добавляет работы дворникам. Крышки люков, открытые при
загрузке, мало помогают.
МУСОРОВОЗЫ С БОКОВОЙ ЗАГРУЗКОЙ КАНТОВАТЕЛЕМ
В последнее десятилетие в Европе актуальной стала проблема сортировки мусора
на этапе сбора. Предполагалось, что в каждый район и квартал раз в день
будет приезжать специальный мусоровоз для сбора ТБО строго определенного
вида. Однако в каждом районе применяют контейнеры разной вместимости (и
количество выбрасываемой стеклотары в разных районах неодинаково), к тому же
в узких дворах большому мусоровозу маневрировать сложно.
Проблему частично решили, использовав малые мусоровозы с кантователями,
приспособленными для опорожнения контейнеров различной вместимости.
Кантователи приспособлены для погрузки контейнеров не менее чем четырех
типов. Весь процесс агрузки занимает 2,5 мин. Эти мусоровозы могут работать
в узких дворах и перегружать мусор в большие мусоровозы (например,
БМ-53229), которые перевозят ТБО на мусороперегрузочную, мусоропрессовочную
станции или мусороперерабатывающий завод.
МУСОРОВОЗЫ С РУЧНОЙ ЗАДНЕЙ ЗАГРУЗКОЙ
Еще 20 лет назад мусоровозы с задней ручной загрузкой были самыми
распространенными.
С 1967 года на вооружение жэков и ЖКХ поступили мусоровозы 53М (ГАЗ-53А)
грузоподъемностью 4,36 т. На надрамнике этих автомобилей монтировался
металлический кузов с шарнирно закрепленной задней стенкой. На стенке
смонтирован приемный бункер. Загрузка в бункер велась вручную. В бункере
мусор перемещался внутрь кузова толкающей плитой. Цикл работы толкающей
плиты полуавтоматический. После рабочего хода уплотнения плита возвращалась
в исходное положение. При разгрузке кузов наклонялся назад с помощью
гидроцилиндра. Задняя стенка при этом открывалась вверх одновременно с
подъемом кузова.
Главными недостатками этих машин, несмотря на удобство использования в
городах, были очень небольшой загрузочный бункер - 0,42 м3 и малая
вместимость кузова (7,0 м3). Кузов мусоровозов 53М заполнялся доверху при
обслуживании 100-квартирного дома.
Сейчас коммунальные и эксплуатационные предприятия отдают предпочтение
мусоровозам на шасси ЗИЛ, МАЗ и КамАЗ с кузовами вместимостью не менее 10,0
м3.
В 1990-е годы в России мусоровозы с ручной загрузкой получили второе
рождение. По примеру развитых стран отечественные заводы начали малыми
партиями выпускать большие и средние мусоровозы (эксплуатация мусоровозов
малого класса нерентабельна, но их применение до сих пор оправданно только
при уборке урн, малогабаритных контейнеров вместимостью до 100 л, коробок и
мешков с мусором).
Большинство фирм предлагает машины с механизированной погрузкой, которые в
основном являются лишь модификациями мусоровозов с задней ручной загрузкой.
В отличие от мусоровозов С-4 и 53М вместо загрузочного бункера на них
становлен загрузочный ковш, являющийся частью заднего борта. Кроме того, эти
мусоровозы могут работать в паре с малыми мусоровозами РАРЗ и Мценского
завода "КОММАШ" на базе ЗИЛ-5301БО.
Малые мусоровозы собирают ТБО из контейнеров, затем их перегружают в большой
мусоровоз, который доставляет отходы сразу на перерабатывающий завод. После
заполнения загрузочного ковша подающая плита вращательным движением
направляет отходы в мусоросборочный кузов, где прессующая плита уплотняет
их. Выталкивающая плита подпрессовывает мусор, чем достигается высокая
степень уплотнения - 5:1. По мере заполнения кузова выталкивающая плита
перемещается в переднюю часть. Выгрузка выталкивающей плитой производится с
поднятым задним бортом машины. Задний загрузочный ковш, расположенный в
нижней части заднего борта, оборудован баком с шаровым краном для сбора
жидких продуктов гниения.
МУСОРОВОЗЫ С МЕХАНИЗИРОВАННОЙ ЗАДНЕЙ ЗАГРУЗКОЙ
Мусоровозы этого типа на улицах российских городов появились лишь в середине
1990-х годов, хотя на Западе их используют с конца 1950-х.
Основное достоинство мусоровозов, оборудованных кантователями, в том, что
они могут работать с контейнерами нескольких типов вместимостью от 35 л до
3,5 м3 , а некоторые мусоровозы - даже с контейнерами - бункерами открытого
типа вместимостью 3,5...6,0 м3, которые предназначены для самосвалов -
мусоровозов, оснащенных портальным механизмом.
Из выпускаемых в России малых мусоровозов только две модели (Мценского
завода) оборудованы универсальными кантователями, позволяющими перегружать
собранные из контейнеров ТБО в большие мусоровозы.
Применение гидрофицированного кантователя удорожает машину всего лишь на
5...7%. В больших городах использование таких машин позволяет ускорить
процесс сбора мусора и снизить издержки на содержание парка коммунальных
машин.
Мусоровозы, оснащенные кантователями, мало чем отличаются по конструкции и
способу погрузки - разгрузки от мусоровозов с ручной загрузкой.
Особенность современных мусоровозов с задней загрузкой - это электронное
управление уплотнителем, который может работать в трех режимах: ручном,
полуавтоматическом и автоматическом.
МУСОРОВОЗЫ С ЗАДНИМ САМОПОГРУЗЧИКОМ
Данный тип мусоровозов используют преимущественно в небольших городах и
поселках городского типа, где нет возможности содержать контейнеры для сбора
ТБО.
Большую популярность получили машины производства Ряжского авторемонтного
завода (РАРЗ). Грузчик или дворник загружает ковш вручную. После этого ковш
поднимается, и мусор переваливается в кузов со стороны заднего борта.
Загрузка на моделях КО-441, КО-440, КО-440-1 (Арзамас КОММАШ) загрузочного
ковша вместимостью 0,5...0,6 м3, установленного на портальном механизме,
также ручная, но выгрузка в кузов осуществляется сверху, через загрузочный
люк. Разгрузка проводится самосвальным способом при одновременном
выталкивании мусора прессующей плитой.
Недостаток моделей с верхней загрузкой тот же, что у мусоровозов с боковой
загрузкой: легкий мусор при опрокидывании ковша разлетается даже при
небольшом ветре.
ООО "АвтоРесурс" реализует специализированную, промышленную, агропромышленную и сельскохозяйственную технику по ценам ниже заводов изготовителей. Поставки осуществляются во все регионы Российской Федерации.
МУСОРОВОЗЫ НПК КОММАШ
Одним из главных вопросов в проблеме утилизации ТБО в городах является выбор
способа и транспортировки ТБО к местам утилизации. И эту проблему решают
мусоровозы НПК КОММАШ. По способу погрузки ТБО из контейнера, мусоровозы
делятся на две группы: мусоровозы с задней загрузкой подробнее...